Курорты Сочи приросли триллионами

Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов (Инстратком) провел исследование, чтобы выяснить, какой экономический эффект получил госбюджет, Краснодарский край и Сочи от освоения горного кластера и создания горнолыжных курортов. Исследование затронуло период с 2014 года. Выводы впечатляют: эффективность вложенного рубля доходит до 30 – то есть, на каждый вложенный рубль бюджеты получили 30 дополнительных рублей.

 

Автор текста: Леонид Цуканов

 

Аналитики Инстраткома оценили экономический эффект от инвестиций в создание пула горнолыжных курортов Сочи перед Олимпиадой-2014. В частности, речь идёт о таких курортах как «Роза Хутор», «Красная поляна» и горно-туристический центр «Газпром». Согласно подсчётам авторов исследования, общий доход региона от их строительства составил 1,7 трлн рублей. При этом ещё 2,7 трлн рублей регион и его жители получили от созданной вокруг инфраструктуры и развития смежного сервиса.

 

Так, в 2019 году мультипликатор (эффект на вложенный рубль) для строительства составил 1,02 (то есть, на каждый вложенный рубль приходится доход в 2 копейки).

 

Еще более весомым оказался показатель в сфере обслуживания – так, мультипликатор за 2019 год составил 30. Примечательно, что четыре года подряд мультипликатор демонстрировал другие значения, к примеру, в 2017 году он и вовсе был отрицательным – то есть, вложенные деньги на тот момент не работали эффективно.

Сравнение мультипликаторов строительства и сферы обслуживания

«В качестве исходных данных мы брали информацию из открытых источников, анализировали инвестиции в строительство самих курортов, сведения о доходах бюджета (налоговые поступления и субвенции), пассажиропоток и турпоток, динамику изменения в гостиничном бизнесе и состояние малого и среднего бизнеса в самом Сочи», – отмечает руководитель «Инстратком» Екатерина Коварина.

Для получения исходного результата Инстратком также была проанализирована динамика развития города Сочи.

Второе дыхание для региона

После проведения Олимпиады-2014 Сочи стал круглогодичным российским туристическим центром, в котором сосредоточены деловые, экономические и рекреационные потоки. После Олимпиады Сочи получил транспортную инфраструктуру: 54 новых объекта, 370 км дорог, развязок и тоннелей, более 200 км железнодорожных линий, новые вокзалы, объекты портовой и аэродромной инфраструктуры.

Ввод такого числа транспортных объектов незамедлительно сказался на туристическом потоке: если в 2014 году Сочи посетили 5 млн туристов, то в 2019 году мэрия города сообщила уже о 6,2 млн человек. Для сравнения – по данным Ассоциация туроператоров России, на всех турецких курортах в том же 2019 году отдохнули 4,5 млн россиян.[1]

За этот период пассажиропоток обновлённого аэропорта Сочи неуклонно рос: если в 2014 году аэровокзал принял 3,1 млн пассажиров, то в 2019 пассажиропоток вырос более чем в два раза, до 6,5 млн человек. Олимпиада-2014 принесла воздушной гавани новые рекорды: построенный к Зимним Играм стадион «Фишт» стал в 2018 году площадкой для четвертьфинала Чемпионата Мира по футболу, и в преддверии матча аэропорт Сочи принял 37 тыс. пассажиров за сутки.

Стоит отметить, что на протяжении шести лет после Зимних Игр-2014 цены на авиабилеты оставались стабильными и росли в пределах официальной всероссийской инфляции (удорожание на 3-4% в год). Разительной динамика стала только в кризисном для всего мира 2020 году, когда средний чек за авиабилет по направлению «Москва – Сочи» вырос на 15,2% – до 6,2 тыс. рублей в одну сторону.

Транспорт как основа дальнейшего развития

Позитивная динамика пассажиропотока привлекла внимание крупного бизнеса и госмонополий, заставив их задуматься о дальнейшей синергии. Так, группа компаний «Базэл Аэро» (управляет аэропортами Сочи, Анапы и Краснодара) заявила о планах по «сшивке» активов в единый транспортный узел – в частности, с помощью строительства ЖД-подъездов к аэровокзалу Анапы и создания мультимодального узла на базе аэропорта Краснодара. Результатом должно стать появление нового транспортного кластера, рассчитанного на 13 млн пассажиров в год.[2]

В свою очередь, «РЖД» подтвердила планы по строительству новой ветки от ЖД-станции Анапы до аэропорта за 5 млрд рублей.[3] Также монополист создал обход Краснодарского железнодорожного узла, который позволил перенаправить 50% грузов в направлении южных портов и разгрузить ЖД-пути для решения транспортных проблем мегаполиса. В 2021 году компания анонсировала запуск железнодорожного тура до Сочи под названием «Жемчужина морей».[4]

Не остались в стороне от синергии и соседи по округу: в 2020 году появился проект строительства автомобильной трассы, которая соединит черноморское побережье с курортами Кавказских Минеральных Вод. В первую очередь в её появлении заинтересована Карачаево-Черкесия, обладательница таких курортов как Домбай и Архыз. Вдохновившись успешным примером Сочи, власти региона также задумались о создании единого туристического бренда.

Выйти в лидеры

Не секрет, что больше всех выиграл от подготовки к Играм Краснодарский край. Эффект от притока олимпийских инвестиций отчетливо проявился в виде поступлений в бюджет региона, которые ежегодно увеличивались на 5-7%. Драйвером собственных доходов бюджета стали налоги на доходы физлиц и на прибыль.

Появление современной инфраструктуры и уникальных туристических объектов привело к тому, что уже в 2016 году бюджет региона был впервые за несколько лет утверждён с профицитом. В 2018 году дефицит упал до пятилетнего минимума (420 млн рублей). Собственные доходы бюджета Краснодарского края с 2015 года лет выросли в 1,6 раза. В результате регион выбился в пятёрку лучших в России по размеру профицита – наравне с такими традиционными лидерами как Москва, Ямал, Тюменская область или Сахалин.

Это позволило перейти от закрытия социальных обязательств к реализации инвестпроектов: поступившие «сливки» власти региона вложили в развитие бизнеса, создав Фонд развития промышленности с финансированием в размере 500 млн рублей.

Как показывает исследование «Инстраткома», продуманное решение принесло свои плоды в период пандемии. В частности, в 2019 году в Сочи малый бизнес составлял 80% от всех предприятий курорта. Происходил ежегодный прирост представителей малого и среднего бизнеса в среднем на 5% каждый год.

В 2020 году на фоне пандемии в Краснодарском крае помощь получили 140 тыс. субъектов МСП по 93 направлениям, среди которых – транспортные предприятия и курортный бизнес. В результате в 2020 году, несмотря на кризис, все основные источники доходов бюджета показали положительную динамику. К 2025 году власти Кубани планируют увеличить доходы регионального бюджета до 450 млрд рублей.[5]

Польза для населения

Появление новых курортов, связанный с ним резкий рост пассажиропотока и последующее развитие региональной транспортной инфраструктуры сыграло на руку не только бизнесу и чиновникам, но и местным жителям. Так, с 2014 года в Краснодарском крае в два раза выросло число выданных лицензий на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси: до 14,634 тыс. разрешений в 2019 году.

Макроэкономические показатели, изученные экспертами «Инстраткома», также радуют: в частности, ВРП (валовый региональный продукт) Краснодарского края с 2014 по 2019 годы вырос на 44% и составил 2,6 трл рублей, что является беспрецедентным показателем для российского субъекта. По данным Росстата, промпроизводство в регионе, начиная с 2015 года, ежегодно росло более чем на 4%  – и эта ощутимая динамика прервалась только в 2020 году на фоне пандемии.

Ввод жилья в Краснодарском крае в олимпиадном 2014 году вырос сразу на 20% (4,75 млн кв. м.) и находится на уровне около 4,5 млн кв. метров в год на протяжении семи последних лет. Востребованность этого жилья лучше всего иллюстрируют цены: с 2014 цена одного «квадрата» в Сочи выросла на 42%, до 125 тыс. рублей!

Неудивительно, что население как Краснодарского края в последние годы неуклонно росло: с момента проведения Олимпиады-2014 численность жителей Кубани выросла на 5%, до 5,6 млн человек. Сочи стал основной точкой притяжения: за семь лет число жителей южной столицы выросло на 13,4% и составило 530 тыс. человек. При этом среднемесячная зарплата выросла на 20% и составила в 2020 году 45,4 тыс. рублей.

ГОСТИНИЦЫ И ИНФРАСТУКТУРА

По данным департамента курортов и туризма администрации Сочи, реестр насчитывает всего более 1,5 тыс. гостиниц на 75 тыс. номеров. Наибольшая их доля приходится на отели и гостевые дома без классификации – 17 тыс. номеров.

Однако в мэрии отмечают, что круглогодичной точкой притяжения являются такие курорты как «Роза Хутор» и «Красная Поляна». Всего в Сочи насчитывается 80 четырехзвездочных гостиниц на 12,6 тыс. номеров, 26 пятизвездочных гостиниц имеют в своем фонде 3,8 тыс. номеров. При этом заполняемость отелей в период новогодних праздников 2021 года была стопроцентной, на февральские и мартовские праздники все места также были забронированы. 

Эта позиция коррелирует с исследованием «Инстраткома», где отмечается, что частные гостиницы уступают сетевым отелям в качестве предоставляемых услуг и даже в их количестве.

За годы после проведения Зимних игр 2014 года горный кластер Сочи стал главным центром притяжения для любителей отдыха со всей России. Однако сейчас почти все курорты ориентированы на круглогодичный цикл, дополнив спектр услуг новыми направлениями: пешие походы с гидами и без, маршруты для горных велосипедов, площадки для экстремального отдыха, родельбан, троллей, параплан, смотровые площадки, парк водопадов. Так, на курорте «Роза Хутор» имеется пляжная зона и собственный пляж Чёрного моря с организованным трансфером.

Эволюция курортов Сочи от строго пляжных и горнолыжных до всесезонных полностью перевернула существовавшее на протяжении многих десятилетий распределение турпотока: если до 2014 года Сочи был летним курортом для пляжного отдыха, и основной поток туристов в город отмечался именно в летние месяцы, то теперь загрузка курортов в любое другое время года не уступает, а то и превышает летнюю.

Пандемия незначительно сократила выдающиеся показатели туристического потока. Так, в 2020 году в Сочи отдохнули 5,1 млн человек, при этом весь Краснодарский край принял 11,5 млн туристов – на треть меньше 2019 года. При этом один только курорт «Роза Хутор» (по данным, предоставленным изданию пресс-службой курорта) приняла за 2019 год 1,7 млн гостей.

На фоне эпидемиологических послаблений 2021 года поток туристов не только вырос, но и стал практически рекордным: только на новогодние праздники в Сочи приехали 260 тыс. гостей, что на 11,5% больше прошлогоднего сезона.[6]

«Режим самоизоляции и закрытие российских границ на фоне пандемии COVID-19 стали вызовом для всех представителей гостиничного бизнеса. Разрабатывались новые форматы и пути взаимодействия с гостями. Прошлой весной, несмотря решение властей закрыть гостиницы и санатории в Сочи, город вошёл в десятку курортных городов, где был зафиксирован всплеск на рынке аренды жилья. В частности, большим спросом пользовались апарт-отели курортов «Роза Хутор» и «Красная Поляна» – во многом благодаря лояльной ценовой политике и развитой инфрастуктуре вкупе с высоким уровнем сервиса», – отмечается в исследовании «Инстраткома».

При этом в разгар горнолыжного сезона горные курорты работают на пределе своих возможностей, ежедневно принимая до 10-12 тыс. туристов каждый.

Пандемия показала, что конкурентной альтернативы горному кластеру Сочи в стране пока нет и не предвидится, а значит – поток туристов будет неизбежно расти. Очевидно, что горному кластеру надо развиваться и далее, и первыми в этом заинтересованы краевые и федеральные власти.

«Новейшая горнолыжная инфраструктура, количество и разнообразие трасс для катания сделали свое дело: курорты стали бурно расти, деньги не только покрывали текущие расходы и покрытие кредитов, но и позволяли курортам частично инвестировать в дальнейшее развитие. Сейчас мы имеем три курорта международного уровня, которые могут поспорить с уже сформировавшимися европейскими брендами. Важно отметить, что даже близкое территориальное расположение друг к другу не помешало курортам в развитии», – отмечает руководитель «Центра политических исследований и технологий» Григорий Киселев.

«Высокая рентабельность сочинского горнолыжного кластера обеспечивается благодаря непрекращающейся работе над инфраструктурой и качеством сервиса. Сейчас ведется работа по объединению всех горнолыжных курортов в единую зону для катания и действия единого ски-пасса. На мой взгляд, такое решение повысит комфорт для туристов и окажет кумулятивный эффект на поступления в бюджет», – говорит политолог Ольга Грабовец.

«Само государство заинтересовано в расширении той же «Розы Хутор», которое повлечет за собой ещё больший поток туристов. А это и сопутствующие траты, и реклама отдыха для родных и близких, что вновь повлечёт приток денег», – резюмировал Григорий Киселев.

 

 

Методология исследования: данные были отобраны с помощью специальных систем мониторинга СМИ, а также путем анализа открытых новостных лент России и зарубежных стран, государственных и частных порталов. При этом при работе с системами мониторинга были использованы сложносоставные поисковые запросы, которые минимизировали попадание в выдачу нерелевантных упоминаний.

 

Использованные источники:

 

  1. Mэрия г. Сочи, Ассоциация туроператоров России: https://tass.ru/ekonomika/6715042
  2. Аэропортовый холдинг «сшивает» активы в единое целое с помощью железных дорог и развития индустриального кластера https://expertsouth.ru/news/deripaska-obedinyaet-aeroporty-na-yuge-v-aviauzel/
  3. Аэропортовый холдинг «сшивает» активы в единое целое с помощью железных дорог и развития индустриального кластера https://expertsouth.ru/news/deripaska-obedinyaet-aeroporty-na-yuge-v-aviauzel/
  4. РЖД запустит железнодорожный тур в Сочиhttps://kubnews.ru/obshchestvo/2021/03/24/rzhd zapustit-zheleznodorozhnyy-tur-v-sochi/
  5. Власти Кубани планируют к 2025г. увеличить доходы бюджета на 25%
    https://kuban.rbc.ru/krasnodar/08/10/2020/5f7ef0429a794712a71b9e90
  6. Поток туристов в Сочи превысил «доковидные» показатели

https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/358251/

  1. А.В. Акопян Основные социально экономичсекие характеристики края. Сравнительные данные регионов юного Федерального округа
  2. Краснодарский край. Статистический ежегодник (2019 год)
  3. Краснодарский край. Статистический ежегодник (2018 год)
  4. Краснодарский край. Статистический ежегодник (2017 год)
  5. Краснодарский край. Статистический ежегодник (2016 год)
  6. Данные Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и республике Адыгея (2016-2020 год)
  7. Информация об объемах средств, предусмотренных в краевом бюджете на 2021 год на реализацию национальных проектов, а также об их использовании по состоянию на 1 марта 2021 г.
  8. Информация об исполнении краевого бюджета за 2019 год в части предоставления дотаций бюджетам муниципальных образований
Похожие записи

Оставить сообщение